Прокурорская проверка тсж

Проверка деятельности ТСЖ

Прокурорская проверка тсж

Товарищество собственников жилья – некоммерческая организация, преследующая в своих целях совместное управление собственников общим имуществом в многоквартирном доме.

Руководство ТСЖ обязано действовать в рамках законодательства РФ. Товарищество должно регулярно отправлять отчеты, с помощью которых надзорные органы контролируют работу организации и выявляют ошибки.

Грубые нарушения вызывают неприятные последствия для собственников и всего товарищества.

Виды отчетности по ТСЖ

Товарищество, как юридическое лицо, обязано ежегодно отчитываться о результатах своей работы. Запрос о предоставлении информации может исходить как от собственника помещения, путем направления соответствующего обращения, так и от вышестоящих органов.

Внутренние отчеты

Предоставляются собственникам жилых помещений на годовом собрании, которое проводится, в соответствии со ст. 45 ЖК РФ, во втором квартале года, идущего за отчетным.

ВАЖНО! Основная функция – доказать компетентность и законность действий руководящих лиц в сфере управления жилым домом.

Отчет председателя

Отчет о деятельности председателя основывается на данных о проделанной работе и выполнении обязанностей, установленных должностной инструкцией, к которым относятся:

  1. Руководство правлением.
  2. Составление сметы доходов и расходов, контроль денежного потока.
  3. Контроль за выполнением условий договора между ТСЖ и подрядчиками, ресурсоснабжающими, обслуживающими организациями.
  4. Ведение бухгалтерской и налоговой отчетности, предоставление данных в ИФНС.
  5. Прием и увольнение рабочих.
  6. Контроль за поддержанием общественного имущества в надлежащем виде, например, вынести решение о начале ремонта, проверке лифта и т. д.
  7. Организация собраний.

Каждое товарищество, основываясь на своих целях и проблемах, утверждает свою должностную инструкцию.

Отчет правления

Правление ТСЖ создается для помощи председателю в выполнении его обязанностей по управлению МКД, их функции схожи. В соответствии с п.4 ст. 151 ЖК РФ, руководство может распоряжаться коллективными средствами, согласно утвержденному бюджету. Доход товарищества формируется из:

  • платежей и взносов собственников;
  • полученных государственных субсидий, в том числе на обслуживание и эксплуатацию МКД, предоставление коммунальных услуг;
  • выручки от финансово – хозяйственной деятельности (ФХД);
  • прочих поступлений.

Доходы тратятся на общие расходы тсж по обслуживанию, ремонту, управлению, содержанию дома, зарплату наемных рабочих, а часть средств отправляется в специализированные фонды.

На основании имеющихся данных о предполагаемых поступлениях и затратах, правлением формируется смета тсж, отчет об исполнении которой выносится на общее собрание.

Образец отчета о выполнении сметы доходов и расходов выглядит так:

Внешние отчеты

Товарищество как некоммерческая организация должно подчиняться действующему законодательству и предоставлять в вышестоящие органы официальные отчеты о результатах своей работы. К ним относятся:

  1. Финансовая отчетность. Включает в себя бухгалтерский баланс, отчет о целевом использовании средств, дополнительные приложения.
  2. Налоговая отчетность. Форма предоставления информации зависит от применяемой системы налогообложения:
  • при общей системе (ОСНО) заполняется стандартная налоговая отчетность, также уплачивается НДС, налог на прибыль и на имущество;
  • При упрощенной системе (УСН) товарищество освобождается от уплаты основных налогов, а в налоговую службу подается упрощенная форма декларации.

ВАЖНО! ТСЖ, как работодатель, обязано сдавать отчеты по формам 2-НДФЛ, 6-НДФЛ и информацию о среднесписочной численности персонала.

  1. Отчеты по уплате страховых взносов. Выступая в отношении наемных рабочих страхователем, товарищество обязано предоставлять квартальную отчетность по уплате пенсионных, социальных, медицинских взносов в ФСС по форме 4-ФСС и в ПФР по формам СЗВ-М и РСВ-1.
  2. Статистическая отчетность. Товарищество обязано предоставлять территориальному органу Росстата сведения:
  • о численности рабочих и заработной плате по форме П-4;
  • о приборах учета потребления по форме 1-ПУ;
  • о кап.ремонте по форме 1-КР;
  • о наличии и движении денежных средств по форме 11 (краткая).

Полный список отчетов ТСЖ, необходимых для ведомства, можно найти на официальном сайте.

  1. Раскрытие информации. Пунктом 10 ст. 161 ЖК РФ установлена обязанность обеспечивать открытый доступ к сведениям о деятельности ТСЖ, ЖСК или УК в соответствии со стандартом раскрытия информации, утвержденным ПП №731 от 23.09.2010 г. В нем установлены требования, порядок, способы и сроки предоставления данных. Получить сведения, установленные п.3 Стандарта, может любой собственник помещения лично, направив письмо о предоставлении информации в свою управляющую компанию.

При наличии ошибок в отчетах или их несвоевременной сдаче в надзорные органы, организацию или ответственное лицо привлекут к ответственности.

Как проверить ТСЖ

Ограниченный круг лиц (председатель, члены правления) выполняют важные функции по управлению МКД: распоряжаются поступившими денежными средствами собственников, решают вопросы по содержанию и ремонту дома, следят за качеством поставляемых услуг и др.

https://www.youtube.com/watch?v=Y4TG5ccXcpU

От их компетенции зависит благополучие дома и его жильцов. При возникновении каких-либо проблем собственники самостоятельно не смогут решить их в полной мере. Повлиять на работу ТСЖ могут вышестоящие органы, которые вправе провести внеплановую проверку.

Внутренняя проверка

Для проведения внутреннего аудита создается ревизионная комиссия, формирование которой регламентируется ст. 150 ЖК РФ. В каждом товариществе утверждается «Положение о ревизионной комиссии», определяющее ее основные права и обязанности. Основная цель – проверка финансово-хозяйственной деятельности ТСЖ, ее соответствие уставу.

Комиссия избирается общим собранием собственников на 2 года, отчитывается перед ним о своей работе, результатах проверки финансовых отчетов и сметы на текущий год. Вхождение членов правления в ее состав не допускается.

РЕКОМЕНДАЦИЯ! Для проведения качественной ревизионной проверки желательно в состав комиссии включить лиц с юридическим и бухгалтерским образованием.

Инициировать внеплановую ревизию может любой из членов ТСЖ, если у него возникают сомнения по поводу правомерности действий председателя или правления. Например, собственнику кажется завышенной стоимость проведенных работ по ремонту дома. Плановая проверка осуществляется не реже одного раза в год.

По результатам работы комиссии составляется отчет, который содержит описание этапов и объектов проверки, выявленные нарушения, рекомендации по их устранению.

Преимущества обращения к сторонним аудиторам

Аудиторская проверка тсж с привлечением частной аттестованной фирмы проводится, если к работе ревизионной комиссии есть недоверие со стороны жильцов или непосредственно правления, либо члены самой комиссии не обладают достаточной компетентностью.

Независимая экспертиза проконтролирует деятельность бухгалтеров и выявит ошибки при ведении финансового учета.

ВАЖНО! Основная задача аудиторской проверки – не наказать за поступок, а помочь обнаружить и устранить имеющиеся нарушения в работе.

По результатам внутреннего аудита на общем собрании может быть вынесено решение о снятии полномочий с председателя или правления. А если были выявлены грубые нарушения, например, установлен факт хищения, то уполномоченных лиц можно привлечь к ответственности, обратившись в надзорные органы.

Налоговая проверка

ТСЖ, как юридическое лицо, является некоммерческой организацией, то есть не преследует в своих целях получение прибыли. Однако, ст. 246 НК РФ товарищество признается налогоплательщиком и обязано вести налоговую отчетность, соблюдая законодательство.

Все доходы ТСЖ делятся на целевые (коммунальные платежи, субсидии), не облагаемые налогом, и нецелевые, поступающие от осуществления коммерческой деятельности (например, оказание частных коммунальных услуг). С этих поступлений должен платиться налог на прибыль.

Также, на балансе организации может числиться имущество, являющееся объектом налогообложения, с которого платится налог (например, налог на имущество или транспортны сбор).

Налоговая служба сама инициируется контроль, в ходе которого проверяют правильность заполнения деклараций, ведения отчетности, полноту уплаты налогов.

Если обнаружены нарушения, то товарищество, как налогоплательщика, привлекут к ответственности в соответствии с НК РФ, КоАП РФ и УК РФ. Мерами наказания могут быть: штрафы, принудительные или исправительные работы, лишение свободы или права занимать определенные должности.

Проверка жилищной инспекции

Рассматривает вопросы в сфере соблюдения жилищного законодательства. Если ТСЖ не реагирует на жалобы жильцов (например, сломан лифт или вовремя не вывозится мусор), завышается квартплата, нарушается устав ТСЖ и др., жильцам стоит обратиться в жилищный комитет. Вместе с претензией надо приложить копию жалобы, которая была направлена председателю товарищества с полученным ответом на нее.

Об инспекционной проверке ТСЖ уведомляют заранее. Ответственность за нарушение жилищного законодательства предусмотрена статьями 7.22 КоАП «Нарушение правил содержания и ремонта жилых домов», ст. 14.4 «Оказание услуг ненадлежащего качества», п. 5 – 7 ст. 157 ЖК РФ «Размер платы за коммунальные услуги».

ВАЖНО! Органы государственного жилищного надзора осуществляют контроль за соблюдением правил раскрытия информации ТСЖ и ЖСК.

Проверка Роспотребнадзора

Права потребителя защищаются ст. 4 и 29 Закона о ЗПП. При поставке услуг ненадлежащего качества собственники могут подать жалобу в Роспотребнадзор, который проведет проверку.

Надзорный орган также контролирует соблюдение СанПиН 2.1.2.1002-00 «Санитарно-эпидемиологические требования к жилым зданиям и помещениям».

При нарушении какого-либо пункта, ответственность тсж наступит по статье 6.4 КоАП РФ.

Прокурорская проверка

Деятельность ТСЖ должна осуществляться в рамках жилищного и гражданского законодательства. Проверка прокуратурой, как надзорным органом, контролирующим соблюдение законов, проводится без предварительного предупреждения. В основном после получения жалоб от жильцов на недобросовестную работу правления или председателя.

https://www.youtube.com/watch?v=YkJcX1LsyGA

Работа управленческого персонала проверяется на возможные незаконные растраты, хищения, завышения тарифов, нарушения сроков размещения информации в системе ГИС ЖКХ и др. В зависимости от типа нарушения ответственность может делиться на гражданскую, административную и уголовную.

Предоставление информации собственнику помещения

Любой собственник помещения может получить информацию о выполненных работах, тем самым проверив организацию самостоятельно.

Все интересующие сведения жители МКД могут найти на сайте «Реформа ЖКХ», сайте своей обслуживающей компании, в официальных СМИ, на информационных стендах, либо написав заявление о предоставлении информации в управляющую компанию или тсж, в котором указываются личные данные отправителя, предъявляемые требования и способ получения ответа.

Скачать образец заявления в УК (ТСЖ) о раскрытии информации.

Управляющая организация вправе не раскрывать сведения, если они опубликованы на официальных источниках. В ответе достаточно будет указать реквизиты ресурса, на котором размещена информация

При несоблюдении ТСЖ закона, повлиять на него могут надзорные органы, выписав соответствующее предписание. За его не выполнение к товариществу будут применены штрафные санкции в соответствии со ст. 19.5 КоАП.

Банкротство ТСЖ

Банкротство ТСЖ один из видов ликвидации ТСЖ. Признать несостоятельность товарищества выполнять свои обязанности может только арбитражный суд после расследования, проведенного временным управляющим. Он анализирует ФХД, встречается с контрагентами, выясняет источник образования задолженности, а затем составляет отчет о проверке. Ее цель – выявить пути улучшения финансового состояния ТСЖ

СПРАВКА! Судебная практика по таким делам показывает, что у товариществ нет средств для решения всех своих проблем и их чаще всего ликвидируют.

Основная причина для признания банкротства – долги тсж перед ресурсоснабжающими организациями, которые и обращаются с исковым заявлением в суд с целью взыскать неуплаченные средства.

Ответственность ТСЖ

В ходе расследования проверяется деятельность председателя на предмет преднамеренного доведения до банкротства. При выявлении нарушений законодательства со стороны руководителя, к нему примут меры административной и уголовной ответственности по статьям 160 «Присвоение и растрата», 285 и 286 «Злоупотребление и превышение полномочий» УК РФ.

Если вина не будет доказана, товарищество ответит по обязательствам собственным имуществом (транспорт, орг.техника, банковские счета, недвижимость), которое будет продано, а средства отправят на погашение долгов.

Ответственность собственников

Владельцы жилых помещений за долги ТСЖ отвечают в том случае, когда причиной их возникновения является неуплата коммунальных услуг со стороны непосредственно собственников. В этом случае ресурсоснабжающая компания примет законные меры для взыскания долгов: ограничение подачи ресурса или обращение в суд.

Отчеты товарищества собственников жилья делятся на внутренние для общего собрания и внешние для надзорных органов. Получить информацию о результатах работы управляющей организации вправе любой гражданин, после отправки соответствующего запроса.

Проверка деятельности ТСЖ осуществляется ежегодно ревизионной комиссией или независимой аудиторской фирмой.

Государственные надзорные органы проверяют работу организации, изучая полученные отчеты, а также внепланово, на основании поступающих жалоб от граждан. Если нарушение законодательства доказано, то товарищество привлекают к ответственности.

Ресурсоснабжающие компании с целью взыскания долгов с ТСЖ направляют исковое заявление в арбитражный суд, который назначает проверку ФХД для выяснения причин образования задолженности. Зачастую, у товарищества нет средств решить свои проблемы и его ликвидируют с долгами.

Источник: https://ozhkh.ru/tovarishhestvo-sobstvennikov-zhilya/proverka-deyatelnosti

Прокуратура против ТСЖ: кто кого?

Прокурорская проверка тсж
23.01.2012

В последнее время значительно увеличилось количество товариществ собственников жилья, но, как выясняется, не все они были созданы в интересах собственников жилых помещений в многоквартирных домах.

Правовой статус тсж

В параграфе 2 главы 4 Гражданского кодекса РФ говорится о хозяйственных товариществах, которые представляют собой коммерческую организацию. Казалось бы, товарищество собственников жилья (далее — ТСЖ) относится к той категории юридических лиц, которые предусмотрены в ст.

66 — 86 ГК РФ, но не стоит забывать о том, что кроме ГК РФ существуют и другие нормативные акты. Что же такое товарищество собственников жилья? Понятие ТСЖ раскрывается в ст.

135 Жилищного кодекса РФ (далее — ЖК РФ), согласно которой оно представляет собой вовсе не организацию, целью которой является получение прибыли, а, напротив, является некоммерческой организацией.

Целью объединения собственников жилых помещений в многоквартирных домах является управление комплексом недвижимого имущества в многоквартирном доме, обеспечение эксплуатации этого комплекса, владение, пользование и в установленных законодательством пределах распоряжение общим имуществом в многоквартирном доме (п. 1 ст. 135 ЖК РФ).

Как и любое другое юридическое лицо, ТСЖ наделено законом правами и обязанностями, но все они существуют в рамках реализации норм Жилищного кодекса РФ. Например, в ст. 137 ЖК РФ перечислены права ТСЖ, которые сводятся к управлению, обеспечению эксплуатации, владению, пользованию и распоряжению комплексом недвижимого имущества.

То есть ТСЖ может осуществлять свою деятельность исключительно в установленной действующим законодательством сфере.

Статья 138 ЖК РФ предусматривает обязанности ТСЖ, к которым относится: — вступление в договорные отношения, связанные с содержанием и ремонтом общего имущества в многоквартирном доме, с собственниками жилых помещений, не являющимися членами ТСЖ; — обеспечение выполнения всеми собственниками помещений в многоквартирном доме обязанностей по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с их долями в праве общей собственности на данное имущество; — обеспечение соблюдения прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме при установлении условий и порядка владения, пользования и распоряжения общей собственностью; — принятие мер, необходимых для предотвращения или прекращения действий третьих лиц, затрудняющих реализацию прав владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения собственников помещений общим имуществом в многоквартирном доме или препятствующих этому; — представительство законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе в отношениях с третьими лицами.

Таким образом, ТСЖ представляет собой юридическое лицо, целью которого не является извлечение прибыли, осуществляющее свою деятельность в сфере управления и обеспечения эксплуатации комплекса недвижимого имущества в многоквартирном доме, а также осуществляющее владение, пользование и распоряжение общим имуществом в многоквартирном доме в установленных законодательством пределах.

Порядок создания тсж

Порядок создания ТСЖ предусмотрен ст. 135 и 136 ЖК РФ. Собственно, он мало чем отличается от процедуры создания юридических лиц других организационно-правовых форм. Согласно действующему законодательству решение о создании товарищества и его устав принимаются на общем собрании.

При этом число собственников жилых помещений, проавших за создание ТСЖ, должно превышать 50% от общего числа собственников помещений в многоквартирном доме (п. 3 ст. 135 ЖК РФ). Именно это положение подталкивает недобросовестных «товарищей» на правонарушения.

Как показывает практика прокурорских проверок исполнения жилищного законодательства, зачастую число фактически проавших за создание ТСЖ собственников жилых помещений значительно отличается от данных, указанных в протоколе собрания.

Например, прокуратура Зеленоградского административного округа установила в ходе проверки соблюдения жилищного законодательства в товариществе собственников жилья «Гранд», что согласно сведениям собственников жилых помещений в многоквартирном доме по адресу: Зеленоград, корп.

914, 915, 916, 917, количество лиц, проавших за принятие решения о создании ТСЖ, отличается от данных, указанных в протоколе общего собрания (сведения получены на сайте прокуратуры города Москвы mosproc.ru).

Проблема заключается в том, что ТСЖ, созданные путем фальсификации результатов ания, регистрируются в соответствии с действующим законодательством и с момента внесения их в Единый государственный реестр юридических лиц приобретают правоспособность и дееспособность. Лже-ТСЖ осуществляют свою деятельность, и порой никто не догадывается о том, что они распоряжаются общим имуществом вопреки интересам «товарищей».

Легче предупредить, чем..

Согласно ст. 21 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» прокуроры осуществляют надзор за исполнением закона, при этом соответствующие проверки они проводят на основании поступившей информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором.

Данное позволяет сделать вывод о том, что выявление ТСЖ, созданных с нарушением требований закона, возможно только в случае обращения заинтересованных лиц в прокуратуру, так как по собственной инициативе прокуроры контролировать исполнение закона не будут.

То есть лица, которые считают, что в процессе создания ТСЖ были нарушены их права и законные интересы и не соблюдены положения действующего жилищного законодательства, должны обратиться с жалобой или заявлением в прокуратуру.

А что если собственники жилых помещений в многоквартирных домах по какой-либо причине не обратились в прокуратуру? Сколько созданных с нарушением закона ТСЖ будут осуществлять свою деятельность?

Думается, что предупредить появление полулегальных ТСЖ проще, чем с ними бороться.

Например, только в районе Черемушки выявлено 37 ТСЖ, созданных с нарушением действующего законодательства (mosproc.ru). Если бы в процессе проведения собрания участвовало независимое лицо, нарушений было бы значительно меньше.

Если бы существовала специальная и независимая комиссия, участники которой присутствовали бы при проведении общего собрания собственников жилых помещений в многоквартирных домах. Члены комиссии проверяли бы, все ли собственники жилых помещений в многоквартирных домах уведомлены о проведении общего собрания, явку собственников жилых помещений, соблюдение правил проведения общего собрания и ведения протокола, количество «за» и «против» создания ТСЖ. Думается, что создание независимых комиссий при государственных органах не имеет смысла. Так как коррупция существует во всех сферах, наверное, лучше всего с задачей по предупреждению создания полулегальных ТСЖ справилась бы общественная организация.

Прокуроры против тсж

В соответствии со ст. 141 ЖК РФ ТСЖ ликвидируется в порядке, установленном ГК РФ. Так, согласно ст.

61 ГК РФ ТСЖ может быть ликвидировано по решению суда в случае допущенных при его создании грубых нарушений закона, если эти нарушения носят неустранимый характер, либо осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии), либо запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов. Именно выявление допущенных при создании ТСЖ грубых нарушений закона, которые носят неустранимый характер, является причиной ликвидации ТСЖ по инициативе прокуроров. Прокуроры при выявлении нарушений закона обращаются в суд с исковыми заявлениями о ликвидации ТСЖ, основания и предмет которых часто повторяются. Так, во всех случаях обращения прокуроров с исковыми заявлениями в суд предметом иска выступало признание протокола общего собрания собственников жилых помещений в многоквартирных домах недействительным и ликвидация ТСЖ. Предмет иска одинаков во всех случаях, но анализ судебной практики и практики прокурорского надзора за исполнением жилищного законодательства показывает, что в исковых заявлениях приводятся разные основания. В одних случаях протокол общего собрания собственников жилых помещений в многоквартирных домах признается недействительным в связи с тем, что большинство собственников жилых помещений в многоквартирном доме проали против создания ТСЖ, однако в протоколе общего собрания отражен тот факт, что за создание ТСЖ проали более 50% собственников жилых помещений. В других случаях протокол общего собрания собственников жилых помещений в многоквартирных домах признается недействительным по причине того, что большинство собственников жилых помещений в ании участия не принимали или вовсе не были уведомлены о проведении общего собрания. Таким образом, основанием для признания протокола недействительным и ликвидации ТСЖ является грубое нарушение закона, а именно несоблюдение положений ст. 44 — 48, 136 и 146 ЖК РФ. По данному основанию только в районе Черемушки по заявлению прокурора возбуждено 37 гражданских дел. Предметом этих 37 исков является признание недействительными протоколов общего собрания собственников помещений в многоквартирных домах, проведенных в форме заочного ания, свидетельств о государственной регистрации юридического лица, записей в Едином государственном реестре юридических лиц (ЕГРЮЛ), ликвидации ТСЖ.

Однако при подаче исковых заявлений, предмет и основания которых указаны выше, прокуроры часто сталкиваются с серьезными проблемами. Суды часто отказывают в приеме исковых заявлений, если они подаются в интересах одного-единственного собственника жилого помещения, если он не относится к категории, указанной в ст. 45 ГПК РФ. То есть по логике служителей Фемиды прокурор вправе обратиться с исковым заявлением о признании протокола собрания недействительным и ликвидации ТСЖ только при условии, что пострадавший собственник жилого помещения не может самостоятельно обратиться в суд по состоянию здоровья, в силу возраста, по причине недееспособности или другим уважительным причинам.

Е.Ю. Николаева
 

Источник: http://www.sudmos.ru/articles/zhile/vopros_318.html

4 правила, которые стоит соблюдать управляющей компании при прокурорской проверке

Прокурорская проверка тсж

Пришел запрос из прокуратуры. Запрашивают все и сразу: информацию обо всех расчетных счетах и выписки о движении средств по ним за последний год. Срок — пять дней. Как, почему, что делать?! Не волноваться и разобраться в ситуации. А затем действовать.

Причин для проверки прокурором управляющей компании множество: жалоба гражданина, информация из СМИ, материалы проверок надзорного органа (в нашем случае — жилищной инспекции, например).

К визиту прокурора нужно быть готовым: знать, как реагировать на запросы, какие документы предоставлять, а какие нет, в какие сроки. А можно ли вовсе отказать прокуратуре в предоставлении документов? Ответы в нашем материале.

Из этой статьи вы узнаете:

  • полномочия прокурора при проверке;
  • примерный перечень запрашиваемых документов;
  • правила предоставления документов прокурору;
  • чего мы не рекомендуем делать;
  • итоги прокурорской проверки.

Полномочия прокурора при проверке

У прокурора широкие полномочия. При проверке прокурор или его заместитель может:

  • беспрепятственно входить на территории и в помещения проверяемых организаций по предъявлении служебного удостоверения;
  • иметь доступ к документам и материалам в рамках предмета проверки;
  • требовать представления необходимых документов, материалов или их копий;
  • требовать выделения специалистов для выяснения возникших вопросов;
  • вызывать должностных лиц и граждан для объяснений по поводу нарушений законов.

Почти все полномочия перечислены в ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202–1 «О прокуратуре Российской Федерации» (далее — Закон о прокуратуре).

  • Готовимся к проверке миграционной службы

Примерный перечень запрашиваемых документов для прокурорской проверки

Прокурор может запросить у вас следующие документы:

  • информацию обо всех руководителях и учредителях организации в проверяемом периоде, копии учредительных документов;
  • копии всех действовавших, даже уже исполненных, договоров с подрядными организациями, РСО;
  • сведения о порядке взимания средств в счет оплаты за ЖКУ;
  • копии договоров с расчетно-кассовым центром (РКЦ);
  • информацию обо всех расчетных счетах организации (в т. ч. закрытых), а также расчетных счетах РКЦ, чьими услугами вы пользовались;
  • выписки о движении денежных средств по расчетным счетам, в т. ч. закрытым;
  • сведения о состоянии расчетов между вами и РСО (помесячно с указанием предъявленных к оплате сумм и средств, фактически поступивших в РСО).

Если вы не пользуетесь услугами РКЦ, то сведения о движении средств запрашиваются у вас как у проверяемой организации, а информация о средствах, перечисленных по платежным поручениям, заменяется на сведения о перечисленных средствах в целом по поставщику.

Справка

Документы, которые подтверждают состояние расчетов

В Методических рекомендациях о выявлении прокурорами отдельных видов преступлений в сфере ЖКХ указано, что основными документами, позволяющими сделать выводы о состоянии расчетов, являются:

  1. сальдовая ведомость по видам услуг за проверяемый период, справка либо иной документ, отражающие состояние расчетов с населением по интересующему виду коммунальной услуги (отопление, ХВС, ГВС и т. д.) и по конкретной РСО;
  2. справка оборотов платежей по РСО за проверяемый период либо справка о состоянии расчетов с РСО, отражающая сведения о входящей задолженности (переплате) перед РСО, размере поступивших от населения средств в счет оплаты услуг конкретного поставщика ресурса, размере перечисленных денежных средств по этому поставщику по платежным поручениям либо иным способом любым получателям денежных средств (не только самому поставщику);
  3. реестр платежных поручений по получателям, где отражается адресат перевода денежных средств по каждому направленному поручению (при расчетах платежными поручениями).

Приведенный перечень запрашиваемых документов примерный. Прокурор имеет право затребовать любые документы, материалы, статистические и иные сведения (ст. 3, 21, 22 Закона о прокуратуре). Требования прокурора вы обязаны исполнять безусловно и в установленный срок. Это следует из ст. 6 Закона о прокуратуре и касается его полномочий, перечисленных в ст. 9.1, 22, 27, 30 и 33 этого Закона.

К сведению

Прокурорская проверка управляющей компании без мотивированного решения, доведенного до сведения руководителя юрлица, «подрывает лежащий в основе взаимоотношений личности и государства конституционный принцип поддержания доверия к действиям публичной власти». Эта позиция Конституционного суда РФ изложена в постановлении от 17.02.2015 № 2-П.

Правила предоставления документов прокурору

Мы разработали для вас четыре правила, по которым нужно действовать, если из прокуратуры пришел запрос предоставить документы.

Правило № 1. Посмотрите в решении о проведении проверки, что послужило ее причиной. Это поможет понять, какие документы будут запрашивать, что именно проверять.

Руководителя организации должны ознакомить с решением о проверке (приказ Генпрокуратуры России от 17.03.2017 № 172).

Для проведения прокурорской проверки управляющей компании должны быть основания — поступившая жалоба или информация из СМИ о нарушении жилищных прав, распоряжение вышестоящей прокуратуры.

Они обязательно фиксируются в решении и акте о проведении проверки (п. 3 ст. 21 Закона о прокуратуре).

Правило № 2. Соблюдайте сроки, в которые должны передать запрошенные документы.

Пять рабочих дней с момента поступления требования. В такой срок вы должны передать проверяющему документы, которые он запросил. Это общий срок, он установлен п. 2 ст. 6 Закона о прокуратуре. Если документы нужны в ходе проверки исполнения законов, то предоставить их нужно через два рабочих дня с момента предъявления требования. Прокурор может указать и более длительные сроки.

https://www.youtube.com/watch?v=S3-4BbrgBhc

Однако при наличии чрезвычайных обстоятельств природного и техногенного характера, угрожающих жизни или здоровью граждан, их имуществу, окружающей среде, безопасности государства, необходимые документы нужно представить в течение суток с момента поступления требования прокурора.

Правило № 3. Помните, что прокурор не вправе запрашивать «все документы за последние три года».

Прокурор не вправе возлагать на организации и их должностных лиц обязанности по представлению сведений, не относящихся к предмету проверки либо выходящих за ее пределы (п. 2.3 ст. 6 Закона о прокуратуре).

Также прокурор не вправе требовать документы, которые передавались в прокуратуру в связи с ранее проведенной проверкой управляющей компании либо официально опубликованы в СМИ или размещены на официальном сайте органа (официальном сайте организации, создание которого предусмотрено ее учредительными документами).

Подобные ограничения в полномочиях прокурора установлены Законом лишь в марте 2017 года. Ранее о таких ограничениях говорил Конституционный суд РФ в постановлении от 17.02.2015 № 2-П.

Следовательно, запросы прокурора о представлении «всех документов за последние три года» или представлении документов, которые не относятся к предмету проверки управляющей компании прокурором, или документов, которые могут быть получены из открытых источников, являются неправомерными. Например, данные об общей площади помещений в МКД могут быть получены прокурором от Росреестра.

Правило № 4. Вы вправе обжаловать запрос о предоставлении документов, если не согласны с ним.

Правила обжалования определяются гл. 22 КАС РФ. Суд не уполномочен проверять целесообразность решений органов прокуратуры, но для обеспечения баланса частных и публичных интересов организациям дано право обратиться в суд за защитой от возможного произвольного правоприменения. Это указано в постановлении Конституционного суда РФ от 17.02.2015 № 2-П.

У вас есть выбор:

  • предоставить запрошенные документы, но затем обжаловать запрос;
  • направить мотивированный отказ в предоставлении всех или части документов со ссылкой на п. 2.3 ст. 6 Закона о прокуратуре и постановление КС РФ от 17.02.2015 № 2-П. А в случае возбуждения административного/уголовного производства доказывать незаконность предъявленных требований.
  • Проверка деятельности управляющих компаний: каких санкций опасаться

Чего мы не рекомендуем делать

Если вы уже получили прокурорский запрос, то мы не рекомендуем:

  • давать немотивированный отказ на запрос прокурора о предоставлении документов;
  • игнорировать запрос прокурора.

30 календарных дней — это срок проведения прокурорской проверки.

Неисполнение требований прокурора влечет установленную законом ответственность (п. 3 ст. 6 Закона о прокуратуре, ст. 17.7 КоАП РФ). Размер штрафа для должностного лица — 2–3 тыс. руб., для организации — 50–100 тыс. руб., включая возможность дисквалификации и приостановления деятельности.

Если прокурор по итогам проверки управляющей компании выявляет нарушения в деятельности УО, ТСЖ, ЖК/ЖСК, то принимает меры прокурорского реагирования:

  1. выдает представление об устранении нарушения (ст. 24, 28 Закона о прокуратуре);
  2. выдает предостережение о недопустимости нарушения законов (ст. 25.1 Закона о прокуратуре);
  3. выносит постановление о возбуждении административного производства (ст. 25 Закона о прокуратуре);
  4. обращается с иском в суд (ст. 35 Закона о прокуратуре).

Итоги проверки управляющей компании прокуратурой

Для удобства рассмотрим возможные варианты исхода прокурорской проверки.

Выдача представления

При обнаружении в действиях УО, ТСЖ, ЖК/ЖСК нарушений закона или прав и свобод человека и гражданина прокурор или его заместитель вносит представление об устранении выявленных нарушений.

Если вы согласны с представлением, то в течение месяца примите меры к устранению нарушения и отправьте ответ прокурору. Срок для ответа — 1 месяц.

В ответе должна быть информация о конкретных мерах, принятых для устранения допущенных нарушений, их причин и условий.

В ответе укажите, кто направляет ответ, комментарии по представлению прокурора (при наличии), дату ответа, проставьте подпись и печать.

Ситуация

УО не взяла на себя лишнюю работу и обжаловала представление прокурора

Суд удовлетворил требование УО о признании незаконным и отмене представления прокурора об устранении нарушений жилищного законодательства, поскольку обязанность по взысканию задолженности за коммунальные услуги по договорам теплоснабжения и поставки горячей воды с потребителей у заявителя (управляющей организации) отсутствовала (постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.05.2017 по делу № А42-6654/2016).

Если вы не согласны с представлением, его можно обжаловать. Срок для подачи административного иска — 3 месяца с момента получения представления прокурора (ст. 219 КАС РФ).

Внесудебный порядок обжалования в вышестоящую прокуратуру не всегда эффективен.

  • Права юридического лица при проведении выездной проверки

Ситуация

УО доказала свое право на дополнительные сборы

Прокурорская проверка выявила, что УО наряду с взиманием платы за содержание и ремонт жилого помещения начисляет плату за обслуживание тепловых счетчиков, рассчитываемую с квадратного метра жилой площади. Прокурор посчитал такую практику недопустимой. УО обратилась в суд с требованием признать представление прокурора незаконным.

Суд постановил, что плату за обслуживание приборов учета тепловой энергии УО начисляла правомерно. Этот вывод основан на условиях договоров, заключенных между УО и собственниками помещений, и недоказанности прокурором того, что плата за услугу включена в муниципальный тариф (определение Приморского краевого суда от 30.04.

2015 по делу № 33–3495).

Выдача предостережения о недопустимости нарушения закона.

 По своей сущности предостережение является средством индивидуального профилактического воздействия на должностных лиц, нарушающих закон, а также способом разъяснения возможной ответственности в случае допущения нарушений закона.

Например, обоснованным является объявление прокурором предостережения руководителю УО, которая ставит под угрозу своевременное начало отопительного периода или у которой есть большой долг за коммунальные ресурсы.

https://www.youtube.com/watch?v=SdGuKZfkUag

По отношению к УО, ТСЖ, ЖК/ЖСК данная мера применяет крайне редко.

Вынесение постановления

В случае, если в деяниях УО, ТСЖ, ЖК/ЖСК или их должностных лиц содержится состав преступления или административного правонарушения, в зависимости от характера нарушения закона, прокурор выносит мотивированное постановление о возбуждении уголовного дела или постановление о возбуждении дела об административном правонарушении.

Ситуация

Документацию на МКД передали по постановлениям

В Краснодарском крае и Ростовской области в 2016 году по постановлениям прокуроров к административной ответственности по ч. 1 ст. 7.23.2 КоАП РФ (нарушение требований о передаче технической документации и иных документов на МКД) привлекли УО и их руководителей, уклонявшихся от передачи технической документации.

Следует помнить, что прокурор вправе возбудить дело о любом административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена КоАП РФ. Это могут быть нарушения правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений (ст. 7.22 КоАП РФ), нарушения нормативов обеспечения населения коммунальными услугами (ст. 7.23 КоАП РФ) и др.

Прокурор выносит постановление, которое приравнивается к протоколу по делу об административном правонарушении (ч. 2 ст. 28.4 КоАП РФ). В постановлении должны быть четко изложены характер и обстоятельства совершенного правонарушения, в т. ч.

указаны место, время и событие административного правонарушения.

Также обосновывается вина лица, привлекаемого к ответственности, дается правовая оценка его действиям, указываются сведения о личности, занимаемом должностном положении, иные необходимые для разрешения дела сведения, должна быть сделана отметка о разъяснении лицу прав (обязанностей).

Указанный процессуальный документ должен содержать объяснения правонарушителя о причинах невыполнения закона. Изложенные в постановлении сведения должны подтверждаться прилагаемыми материалами, доказывающими вину конкретного лица.

Источник: https://www.gkh.ru/article/102325-proverka-upravlyayushchey-kompanii-prokuraturoi

Прокурорская проверка тсж

Прокурорская проверка тсж

При осуществлении управления жилым домом посредством жилищного товарищества всеми финансовыми средствами, перечисляемыми жителями на оплату коммунальных благ и ремонтных работ распоряжается правление. В целях повышения финансового здоровья организации и недопущения растрат бухгалтерская деятельность руководства товарищества должна подвергаться проверке.

Проверка может проходить как изнутри ТСЖ, посредством ревизора или инициативной группы, так и от внешних структур: прокуратуры или жилнадзора. … Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону +7 (499) 703-43-76.

Конституции Российской Федерации, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов. Именно выявление допущенных при создании ТСЖ грубых нарушений закона, которые носят неустранимый характер, является причиной ликвидации ТСЖ по инициативе прокуроров.

Прокуроры при выявлении нарушений закона обращаются в суд с исковыми заявлениями о ликвидации ТСЖ, основания и предмет которых часто повторяются.

Так, во всех случаях обращения прокуроров с исковыми заявлениями в суд предметом иска выступало признание протокола общего собрания собственников жилых помещений в многоквартирных домах недействительным и ликвидация ТСЖ.

Прокуратура против тсж: кто кого?

Внимание

Ревизионная комиссия (ревизор) товарищества собственников жилья Ревизионная комиссия (ревизор) товарищества собственников жилья:

  • проводит не реже чем один раз в год ревизии финансовой деятельности товарищества;
  • представляет общему собранию членов товарищества заключение по результатам проверки годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности товарищества.

Внеплановая проверка осуществляется органами жилищного надзора или прокуратуры.

Для того, чтобы избежать крупных штрафов или приостановления деятельности в результате визитов различных государственных надзорных органов, правление жилтоварищества обращается в частную аудиторскую фирму для проведения предварительной ревизии. Сотрудники аудиторской фирмы по итогам ревизии могут указать бухгалтеру и председателю на ошибки, допущенные при учёте, а также способы их устранения.

Прокурорские проверки тсж

Целью объединения собственников жилых помещений в многоквартирных домах является управление комплексом недвижимого имущества в многоквартирном доме, обеспечение эксплуатации этого комплекса, владение, пользование и в установленных законодательством пределах распоряжение общим имуществом в многоквартирном доме (п. 1 ст. 135 ЖК РФ).

Как и любое другое юридическое лицо, ТСЖ наделено законом правами и обязанностями, но все они существуют в рамках реализации норм Жилищного кодекса РФ. Например, в ст. 137 ЖК РФ перечислены права ТСЖ, которые сводятся к управлению, обеспечению эксплуатации, владению, пользованию и распоряжению комплексом недвижимого имущества.

То есть ТСЖ может осуществлять свою деятельность исключительно в установленной действующим законодательством сфере.

Форум тсж «северное озеро»

Это быстро и бесплатно!

  • Плановые и внеплановые проверки ТСЖ
  • Кто контролирует деятельность жилтоварищества?
  • Кто может запросить проведение данной процедуры?
  • Что представляет собой аудит?
  • Порядок проведения этого процесса
  • Как правильно составить акт?
  • Заключение

Плановые и внеплановые проверки ТСЖ К основным отличиям плановой проверки от внеплановой относятся:

  1. проведение плановых аудитов с установленной периодичностью;
  2. возможность проведения плановых проверок гражданскими лицами;
  3. добровольный характер плановых проверок.

цель плановой проверки ТСЖ – выявить ошибки в финансовой деятельности организации и дать указания по их устранению. Даты плановых инспекций заранее известны бухгалтерии и руководству жилищного товарищества.

Кто контролирует? Контроль за работой товариществ собственника жилья осуществляется как со стороны самих владельцев квартир, так и со стороны государства:

  • правление и председатель ТСЖ подотчетны общему собранию;
  • любой из собственников, даже не являющийся членом товарищества, вправе обратиться с претензий или жалобой на действия или, напротив, бездействие, нарушившие его права.

Заявление составляться письменно и адресуется председателю. Он обязан в установленный срок его рассмотреть и так же письменно дать ответ о принятых мерах или же обосновать свой отказ от их применения.

Такое решение можно затем обжаловать в суд. Здесь можно скачать образец жалобы в Жилищную инспекцию о бездействии ТСЖ.

Если же ответа не было дано, или не были устранены нарушения, описанные в заявлении, то со своей жалобой жильцы могут обратиться к государству.

Основная деятельность тсж

Телефонная консультация 8 800 505-91-11 Звонок бесплатный Тема: Прокурорская проверкаМожно ли собственникам жилья инициировать прокурорскую проверку деятельности ТСЖ?читать ответы (1) Тема: Финансовая деятельность тсжЕсли в отчете о финансово — хозяйственной деятельности ТСЖ видно, что фактические затраты на ТО здания превышают затраты, утвержденные по смете ДИР нчитать ответы (1) Тема: Ложный донос клеветаТрое жильцов ТСЖ написали жалобу в прокуратуру с целью провести прокурорскую проверку. В зявлении указаны сведения (хищение денег и др. нарушениячитать ответы (2) Единая Телефонная Юридическая Служба Юридические консультации по любым вопросам права. Круглосуточно.

Кто может инициировать аудиторскую проверку тсж и как ее провести

К правам, согласно статье 137 ЖК РФ относятся:

  • заключать договоры на управление домом, содержание и ремонт общего имущества;
  • составлять сметы доходов и расходов;
  • устанавливать размер коммунальных платежей и членских взносов;
  • выполнять работы и услуги для жильцов;
  • распоряжаться общим имуществом;
  • заключать различные сделки, отвечающие целям создания ТСЖ, передавать по ним денежные средства;
  • требовать от собственников выполнения их обязанностей по уплате платежей и взносов, в том числе и в судебном порядке.

Обязанности ТСЖ перечислены в статье 138 ЖК РФ. Главной из них является обеспечение выполнения требований законов и иных федеральных нормативных актов, устава товарищества.

Важно! Органы жилнадзора осуществляют проверку деятельности руководства ТСЖ на предмет соблюдения жилищного законодательства. В том числе:

  1. легитимность процедуры создания ТСЖ;
  2. корректность пунктов устава;
  3. достоверность протоколов общих собраний;
  4. легальность выбранных руководящих органов и ревизора;
  5. соответствие осуществляемой деятельности уставным целям.

Прокуратура может проверять наличие возможных нарушений уголовного характера: взяточничество, растраты и т.д. Работники прокуратуры имеют право входить в помещения руководства ТСЖ и изымать любую документацию без предварительного уведомления о проверке.

https://www.youtube.com/watch?v=6gTybgPZoPg

Такими же правами обладает и налоговая служба.

Прокурорская проверка деятельности тсж

Контролирует расходование средств ревизионная комиссия. Регламентирующие документы Главным документом, регламентирующим деятельность ТСЖ является Жилищный кодекс. Он устанавливает основные правила, следовать которым обязаны все и повсеместно.
Более конкретно хозяйственная и иная деятельность изложены в уставе — главном документе юридического лица. В нем прописаны:

  • цели организации ТСЖ;
  • основные виды деятельности;
  • ограничения.

Здесь можно скачать образец устава ТСЖ. Проверка ТСЖ осуществляет управление домом. Но это не значит, что их работа никем не проверяется и не контролируется. Более того, деятельность ТСЖ более прозрачна, чем у многих управляющих компаний.

В случае недовольства работой правления и председателя, а также допущенных ими нарушениях прав жильцов, у последних есть рычаги воздействия. Рассмотрим, как проверить деятельность ТСЖ.

Что представляет собой аудит? Под проверкой (или аудитом) понимается полная ревизия финансовой деятельности организации на предмет соответствия уставным целям. Методом аудита можно определить:

  1. законность осуществляемых операций;
  2. целесообразность способа их осуществления;
  3. соответствие фактически понесённых расходов запланированной смете;
  4. легальность источников поступлений на баланс активов;
  5. возможные ошибки, допущенные бухгалтерскими работниками;
  6. соответствие финансовых документов правилам, утверждённым Минстроем.

Плановый аудит жилтоварищества обязан проводить его выборная ревизионная комиссия каждый календарный год, представляя аудиторское заключение собранию жильцов-членов ТСЖ (часть 1 пункта 3 статьи 150 ЖК РФ). Часть 1 пункт 3 статья 150 ЖК РФ.

Источник: https://1privilege.ru/prokurorskaya-proverka-tszh/

Знахарь закона
Добавить комментарий