Собственность публично правовых образований

Что значит собственность публично-правовых образований – в 2019 году, на кадастровой карте, на земельный участок

Собственность публично правовых образований

Управление имуществом находится под пристальным контролем действующего законодательства и государственных органов и не имеет значения, сколько у него собственников и кем они являются.

В зависимости от того, какие именно формы собственности рассматриваются, меняются и нормативные акты, которые регулируют правила распоряжения данным имуществом, и все их нужно обязательно принимать во внимание.

В связи с этим многим будет полезно узнать, что собственность публично-правовых образований значит на сегодняшний день.

Определение термина

В соответствии с действующим законодательством, государство на основании сложившихся на протяжении длительного промежутка времени правовых традиций относится к особенным субъектам, которые полностью обособлены вместе с физическими и юридическими лицами. В данном правовом статусе страна может представлять собой абсолютно самостоятельный субъект права собственности, то есть будет являться полноценным собственником.

Одной из ключевых особенностей правового статуса того или иного субъекта, который относится к категории публичной собственности, является то, что у них есть особенные властные функции, предоставляющие им возможность утверждать всевозможные нормативные акты, которыми регламентируется порядок, на основании которого может осуществляться реализация прав собственности и интересов общественности.

В соответствии с действующим законодательством публичная собственность может относиться к одному из двух видов: государственная или муниципальная.

Законодательная база

До 1990 года практически все земельные участки находились исключительно в собственности государственных органов. После того как была запущена процедура приватизации, преимущественное большинство объектов было предоставлено в частную собственность различных граждан и компаний, в то время как другая часть земель была предоставлена муниципальным органам.

На сегодняшний день все вопросы, связанные с оборотом публичной собственности, регулируются Гражданским и Земельным кодексами. В соответствии с нормами, указанными в главе 3 Земельного кодекса, регламентируется порядок, следуя которому присваивается и регулируется право собственности на различные земельные участки.

Статья 15 ЗК РФ. Собственность на землю граждан и юридических лиц

Статья 16 ЗК РФ. Государственная собственность на землю

Перечень норм, на основе которых появляется государственная собственность, прописан в статье 17 Земельного кодекса.

Статья 17 ЗК РФ. Собственность Российской Федерации (федеральная собственность) на землю

Помимо этого, в статье 2019 Гражданского кодекса указывается перечень оснований, при наличии которых появляется право собственности у лица, и это:

  • проведение сделки в соответствии с действующим законодательством;
  • присвоение земельного участка, не имеющего владельца;
  • формирование нового земельного участка посредством разделения или объединения.

Также в статье 18 Земельного кодекса говорится о том, что приобрести право собственности на земельный участок можно, осуществляя безвозмездное выделение его из перечня федеральной собственности.

Статья 18 ЗК РФ. Собственность на землю субъектов Российской Федерации

Виды

Публичная собственность может быть государственной или муниципальной. К первой категории в данном случае относятся отдельные субъекты, а также вся Россия в целом. Муниципальное образование основывается на аналогичной модели, но только в качестве собственника.

Однако, это вовсе не говорит о том, что муниципальная собственность всегда представляет собой государственную, так как формирование прав и объектов в публично-правовой сфере в данном случае будет осуществляться несколько иначе в сравнении с государственным уровнем.

К достояниям нации относятся любые земельные участки, которые находятся в собственности государственных органов. Если полностью соблюдены нормы, предусмотренные действующим законодательством, это имущество будет находиться в собственности всего народа, в то время как местные образования будут распоряжаться муниципальными территориями.

Если рассматриваются объекты общего имущества, то в данном случае появляются некоторые обязанности и ограничения, касающиеся распоряжения такой собственностью. Для частных земельных участков предусматривается только проведение различных сделок по купле-продаже.

Если объекты относятся к категории общего имущества, право собственности на них может быть присвоено любым гражданином. Появление общественных видов имущества осуществляется после захвата территории, а также ее изъятия, национализации или конфискации.

Земельные объекты, относящиеся к категории публичного имущества, отличаются также рядом других особенностей, таких как:

  • у публичных собственников нет возможности использовать такое имущество от своего имени, и передача земельного надела другим пользователям осуществляется на предварительно оговоренных условиях;
  • такие земли могут только передаваться в аренду, то есть они не могут использоваться в качестве предмета залога, быть переданы в ипотеку или предоставлены другим субъектам;
  • можно не пользоваться такими участками исключительно по их целевому предназначению.

Передача в частную собственность

Безвозмездное переоформление права собственности на земельные участки действующим законодательством предусматривается только для определенных категорий граждан, а именно:

  • семей, имеющих статус многодетных;
  • граждан, которые получили земельный участок на правах аренды с целью последующего строительства на его территории домов, на срок до шести лет, и фактически распоряжающиеся этим имуществом на протяжении более пяти лет;
  • субъекты, которые получили участки с целью последующего ведения на их территории фермерского хозяйства на срок не менее шести лет, и распоряжающиеся ими на протяжении более пяти лет;
  • сотрудники всевозможных территориальных и муниципальных учреждений, которые получили надел для строительства на его территории частного дома;
  • земельные участки, входящие в состав кооперативов и всевозможных некоммерческих товариществ.

В соответствии с региональным законодательством может определяться также дополнительный перечень льготных категорий, имеющих право на получение земельного участка без необходимости его приобретения.

Документы

Чтобы оформить договор на передачу земельного участка в частную собственность, человек должен иметь на руках следующий перечень бумаг:

  • заявление с просьбой о предоставлении надела;
  • внутренние гражданские паспорта каждого из заявителей;
  • предварительно оформленный акт, в соответствии с которым согласовывается территориальное месторасположение надела;
  • документы, которыми подтверждается законность использования земельного участка;
  • акт согласования пределов и межевой план;
  • документы, которыми подтверждается наличие законных оснований для получения гражданином рассматриваемого участка;
  • платежная документация, подтверждающая полное отсутствие долгов по аренде;
  • заявление на участие в торгах;
  • протокол, содержащий результаты проведенного аукциона;
  • платежная документация, которой подтверждается перечисление установленной суммы для выкупа земли.

Статья 13.1. Проект межевания земельного участка

Участие в имущественном обороте

В первую очередь, в число правоотношений, в которых принимают участие всевозможные публично-правовые образования, входит публичная собственность. В качестве объекта в данном случае будет рассматриваться имущество, находящееся в собственности субъекта. Ключевым ее отличием от частной является то, что она может использоваться исключительно по ее целевому предназначению.

Публично-правовые образования принимают непосредственное участие в различных процедурах приватизации, а также могут быть изъяты в публичную собственность посредством национализации или конфискации.

В соответствии с действующим федеральным законодательством публично-правовые образования принимают непосредственное участие в обязательственных отношениях касательно исполнения обязательств, предусмотренных различными договорами, где они выступают в качестве заказчика услуг и работ для различных нужд страны.

Помимо всего прочего, публично-правовые образования могут принимать непосредственное участие в уставном капитале.

Распоряжение и управление земельными участками и недвижимым имуществом, которые принадлежат государству, осуществляют уполномоченный орган Росимущества и его территориальные единицы. Доля данного имущества велика, и существуют некоторые нюансы в распоряжении им.

Государство может распоряжаться собственным имуществом по своему усмотрению, в том числе передавать его компаниям и частным лицам. Однако, при этом должны существовать отдельные причины, которые доказывают необходимость данной процедуры.

Имущество других форм также может стать достоянием публично-правовых образований, если, например, объект недвижимости или земля отчуждаются в счет уплаты долгов или умирает человек, не имеющий правопреемников и наследников.

Публично-правовые образования вправе использовать, обладать и распоряжаться своей собственностью исключительно в пределах предоставленной законами Российской Федерации компетенции.

Правительство обладает абсолютно всеми правами на федеральное и муниципальное имущество, при этом могут передавать полномочия на распоряжение им, и регулировать его использование в дальнейшем.

Плюсы и минусы

Среди ключевых преимуществ данной формы собственности стоит выделить следующие:

  • оно максимально защищено от посягательств мошенников;
  • нет необходимости в уплате налогов;
  • в случае утраты имущества оно меняется новым;
  • граждане могут улучшить собственные условия проживания, заключив договор социального найма.

Если же говорить о недостатках, в первую очередь стоит выделить тот факт, что никто не может проводить какие-либо сделки с таким имуществом, за исключением государственных и муниципальных органов. Помимо этого, недвижимое имущество может быть утрачено, если арендатор не будет исполнять полностью условия использования.

Внимание!

  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.

Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Источник: https://jurjur24.ru/chto-jeto-znachit-sobstvennosti-publichno-pravovyh-obrazovanij/

Собственность публично-правовых образований – что это такое, как формируется

Собственность публично правовых образований

Правом собственности на сегодняшний день обладает множество граждан Российской Федерации. Данное право является не просто имуществом, а довольно сложной категорией, которая имеет свою специфику, влияние на общее состояние государства.

В ходе эволюции право собственности видоизменялось и усовершенствовалось как с точки зрения гуманности, так и юридической и экономической категорий.

На сегодняшний день в Российской Федерации существует как частная, так и общая собственность. А также выделяют такую разновидность, как собственность публично-правовых образований.

Что это значит? Кто к ним обносится и какие особенности она имеет рассмотрим далее.

Собственность публично-правовых образований: что это значит

Собственность публично-правовых образований – это вид собственности, который является общим и даёт собственникам возможность распоряжаться и пользоваться правами в отношении какого-то имущества на правах больше, чем обладают обычные физические и юридические лица.

Публично-правовое образование выступает в роли государства Российской Федерации и его субъектов, а также к ним относят ещё и муниципальные учреждения.

По сути, публично-правовые образования – это органы власти, которые наделены правом собственности и имеют законное право издавать нормативно-правовые акты, законы, которые касаются непосредственно самой собственности.

Публично-правовые образования делятся на:

  1. государство;
  2. субъекты Российской Федерации;
  3. муниципалитет.

Законы, которые издаются данными образованиями, как правило, касаются следующих позиций:

  • правила и нормы, которые должны придерживаться субъекты при проведении сделок;
  • выделения земли;
  • налогообложение;
  • наложение публичного сервитута;
  • распоряжение имуществом, в том числе выморочным;
  • другое.

Публично-правовые компании

Согласно Федерального Закона №236 публично-правовая компания (ППП) – это организация, которая предоставляет услуги государства и защищает её интересы, управляет государственным имуществом, продвигает проекты и программы социального характера. ППП является органом государственной власти, который целенаправленно создан для предоставления услуг государственной власти, а также имеет полное право распоряжаться и пользоваться государственным имуществом.

Собственность государственных и муниципальных ППО

По российскому законодательству публично-правовые образования (ППО) имеют абсолютные права. Государству принадлежит:

  • ресурсы природы;
  • земли;
  • оборонные объекты;
  • космические объекты;
  • культурные и исторические памятки;
  • дороги, трассы;
  • стратегические объекты;
  • институты;
  • научная деятельность.

В собственности у субъектов Российской Федерации и муниципалитетов пребывают:

  • недвижимость;
  • инженерные сооружения;
  • коммунальные учреждения;
  • объекты культуры и истории.

Передача прав собственности

Как правило, любая передача прав собственности в данном случае происходит исходя и следующего:

  • обязательно должно быть сохранено целостность передаваемого объекта;
  • невозможно передать права на объекты, которые имеют исключительные права;
  • срочности и возвратности земли;
  • сохранение права на земли в виде публичного сервитута.

Концепция права в основе публичной собственности в РФ

По законодательству Российской Федерации муниципальная собственность может быть передана населению по распоряжению местной администрации. Органы власти по своему усмотрению разделяют жилищный и земельный фонд.

Согласно концепции права, в основе которой является право собственности, Россия имеет англо-американский вариант. Это когда в роли главных собственников выступают ППО, а временных пользователей физические и юридические лица.

Распоряжение общественным имуществом

Распоряжение общественным имуществом происходит Росимуществом. К его основным правам относят то, что данный орган власти имеет право на распоряжение имуществом по своему усмотрению. Он имеет право передать объекты в частную собственность физическим и юридическим лицам.

Росимущество имеет право распоряжаться общественными объектами исключительно при соблюдении всех законов Российской Федерации и никак не нарушая интересов страны.

Государство имеет все права на федеральное и муниципальное имущество.

Источник: https://estatelegal.ru/nedvizhimost/sobstvennost-publichno-pravovyx-obrazovanij-chto-eto-takoe/

Что это значит, собственность публично-правовых образований в 2019 году – участка, земля, форма

Собственность публично правовых образований

В законодательстве Российской Федерации предусмотрено несколько форм собственности, из которых выделяется принадлежащая публично-правовым образованиям.

К числу таких субъектов относится и государство, а также его регионы и прочие формирования, и особенности права собственности следует разобрать, причем это будет полезно как для юридических лиц, так и для граждан.

Доля данного имущества достаточно велика, и есть некоторые нюансы в распоряжении им данными образованиями.

Что это такое

По нормативам РФ, имущество в стране разделяется между некоторыми субъектами, самыми известными из них являются частные владельцы, то есть граждане, и организации, тогда собственность называется корпоративной.

Таким образом, публично-правовые образования тоже могут владеть имуществом, и в государственном масштабе это как само государство, так и субъекты, и даже муниципалитеты.

Из этого выводится основное правило, согласно которому имущество таких образований — это все, что не принадлежит организациям или частным лицам.

Государство может распоряжаться собственным имуществом по усмотрению, и даже передавать его частным лицам или компаниям, но на это должны быть отдельные причины, доказывающие необходимость данной процедуры.

Но и имущество других форм собственности может стать достоянием публично-правовых образований, к примеру, если земля или объект недвижимости отчуждаются за долги, либо умирает человек, у которых нет наследников и правопреемников.

Какие есть ветви формы

Публичная собственность разделяется на типы:

ГосударственнаяСюда относятся объекты имущества, которые принадлежат либо центральным властям, либо же региональным субъектам
МуниципальнаяПринадлежит городам, поселениям, деревням и прочим составным частям областей, округов и прочих формирований побольше

Решения касательно судьбы этого имущества принимаются органами власти и ответственными учреждениями, а конкретные вердикты выносятся только после обсуждения и изучения документов.

Злоупотребление этим правом наказывается по закону и уголовному кодексу, поскольку немотивированная передача другим субъектам собственности может быть частью преступной схемы.

схема публично-правовых образований

Поэтому все решения по поводу распоряжения вещами, принадлежащими государству или муниципальным органам, должны быть прозрачными и идти на пользу бюджету.

Особенности реализации права

Образования публично-правового характера вполне могут использовать, обладать и распоряжаться своей собственность, но только в пределах компетенции, которая дана законами России.

Но любое решение по этому поводу обязательно должно отображаться в нормативных актах, где оговорена необходимость данной процедуры, характеристика конкретного объекта владения, а также прочие особенности, объясняющие, зачем и почему реализуется право.

Правительство имеет абсолютно все права как на федеральное, так и муниципальное имущество, но при этом полномочия распоряжаться им и регулировать его использование в дальнейшем могут быть переданы.

В число потенциальных получателей можно отнести различные ведомства, организации, органы власти.

Но и они не могут управлять переданными объектами как угодно, и для этого выпускаются собственные нормативные акты, в которых оговорены все условия и особенности конкретной сделки.

Сельскими и городскими объектами, а это в первую очередь земля, занимаются власти муниципалитета, поэтому именно от них зависит, каким образом будет использоваться и куда направляться вверенное имущество.

Передача от федеральных властей местным органам самоуправления безвозмездная, а также получить новые объекты в собственность можно и после того, как предыдущие собственники отказались от них, либо больше не имеют возможности распоряжаться, и других претендентов по закону просто нет.

Можно сделать вывод, что переход права собственности от органов власти может осуществляться по отношению к:

  • унитарным предприятиям;
  • муниципальным организациям;
  • некоммерческим структурам;
  • юридическим, а также физическим лицам.

Земельные участки

Природные ресурсы, к которым можно отнести и земли, принадлежат к категории важнейшей собственности, которая есть у публично-правовых образований.

Кроме того, в перечень объектов входят не только участки, но и недра, полезные ископаемые и прочие блага.

Оборот земель и ресурсов природы ограничен, но при этом они могут передаваться для использования, а ресурсы, присутствующие в недрах, вполне могут становиться собственностью либо юридических лиц, либо отдельных граждан.

Частные лица имеют полное право претендовать на земли, но передача их происходит по закону только в результате торгов.

В их ходе изучаются потенциальные претенденты на право собственности, но все же решение принимается в отношении того, кто предложит более выгодные условия.

Причем передача может иметь форму полной или частичной, в первом случае земля переводится в постоянную собственность лица, а во втором — просто предоставляется на условиях аренды.

Часто встречаются и ситуации, в которых земля дается для хозяйственной деятельности, либо же профильной работы некоторых учреждений.

В этом случае требуется полная отчетность об эксплуатации, а также могут устраиваться проверки на предмет незаконного распоряжения переданным имуществом.

Преимущества и недостатки

Плюсы у подобной формы собственности все же есть, и в первую очередь они касаются возможности людей приобрести права на имущество в рамках закона.

Основными преимуществами являются:

Такое имущество защищено от мошенниковПоскольку квартиру или землю перевести в частное распоряжение достаточно сложно, и этому предшествует выполнение ряда условий. Выполнять их для мошенников опасно и долго, а каждую сделку контролируют сразу несколько государственных органов
Уплата налога не нужнаВедь арендатор платит только сумму по договору, а платить сборы должен собственник, то есть власть
Потеря имущества сопровождается заменойЭто важно при пожарах, наводнениях или аварийном состоянии, тогда власти дают гражданину другое имущество
Граждане могут улучшить жилищные условияБлагодаря договору социального найма

При всех вышеперечисленных положительных сторонах, у подобной формы владения есть и свои минусы:

Кроме государства и муниципалитетаНикто не может совершать сделок с имуществом, поэтому наниматель не имеет права дарить, обменивать, продавать или отдавать его в залог
Недвижимость может быть потерянаЕсли арендатор не выполняет условий касательно пользования. Тогда гражданин будет выселен, и право на замену также теряется

Собственность публично-правовых образований предполагает, что имущество находится во владении государства, которое распоряжается им в своих интересах.

Оно может быть передано гражданам и юридическим лицам, к примеру по приватизации, но для потенциальных владельцев процедура будет непростой.

Ведь необходимо не только доказать нуждаемость, но и выполнить ряд условий, а сами власти достаточно неохотно передают свои владения сторонним лицам.

Внимание!

  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.

Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Источник: https://realtyaudit.ru/chto-jeto-znachit-sobstvennost-publichno-pravovyh-obrazovanij/

Право собственности публично-правовых образований: особенности

Собственность публично правовых образований

Сегодня многими участками земли владеет государство, как самостоятельный субъект гражданского права, наравне с юридическими и физическими лицами. Государство не может распоряжаться этой землей по прямому назначению, но вправе извлекать материальную выгоду от передачи частным лицам или коммерческим структурам в аренду.

При этом, органы власти муниципалитетов или иных государственных структур, владеющих землей и передающих её в распоряжение по договору аренды, могут регламентировать порядок пользования (согласно Гражданскому кодексу, в исключительно общественных интересах). Хотя принципиальных отличий права собственности государства от частного нет, но все же имеются некоторые ограничения. Что же это такое и чья эта собственность, рассмотрим ниже.

Как взять в аренду землю под строительство дома?

Собственность публично-правовых образований: что это означает

Поскольку публично-правовое образование, то есть государство, является собственником некоего имущества, то оно и распоряжается этим имуществом в интересах граждан страны. Земли в государственной собственности являются достоянием народа, но могут принадлежать физическим или юридическим лицам на особых условиях.

Земельные участки публичного имущества обладают рядом особенностей:

  • они могут быть переданы только по договору аренды и не могут стать объектом залога;
  • арендатор не вправе распоряжаться участком от своего имени.

Государству могут принадлежать не только земельные участки, но и такие объекты недвижимости, как жилые квартиры или дома.

Публичную форму собственности можно разделить по типам:

  • государственная, принадлежащая отельным субъектам РФ и государству в целом;
  • муниципальная, в том числе имущество поселений, городских образований и других подобных субъектов.

До 1990 года основной формой собственности на землю была государственная. С началом процесса приватизации многие объекты были переданы в частное владение юридических или физических лиц. Часть земель было передано в муниципальное распоряжение.

Законодательная база, регулирующая оборот публичной формы собственности:

  • Земельный кодекс РФ;
  • Гражданский кодекс РФ.

Глава 3 ЗК РФ регламентирует порядок возникновения и регулирования прав собственности на земельные наделы. Если говорить об основаниях возникновения государственной собственности, то следует обратиться к статье 17.

Гражданский кодекс в статье 218 перечисляет основания, по которым права собственности возникают:

  • в результате сделки в соответствии с законодательством (по договору гражданско-правового характера);
  • путем получения земли, не имеющей собственника;
  • при образовании нового надела в результате объединения или разделения.

Дополнительное основание содержится в статье 18 ЗК РФ – это безвозмездное выделение из федерального имущества.

Участие публично-правовых образований в имущественном обороте

  1. Правоотношения публичной собственности. Объектом выступает принадлежащее субъекту имущество. Существенным отличием публичной от частной собственности является использование ее только по целевому назначению.
  2. Приватизация и деприватизация.

    Публично-правовые образования участвуют в процессах приватизации, а также изымаются из частных владений в публичную собственность путем конфискации, национализации.

  3. Обязательственные отношения.

    Публично-правовые образования в соответствии с Федеральными законами участвуют в таком виде правоотношений относительно исполнения обязательств по договорам, где выступают заказчиками работ и услуг для государственных нужд.

  4. Корпоративные отношения. Публично-правовые образования вправе принимать участие в уставном капитале организаций.

    Это происходит на основании законодательства и является вкладом государства в увеличение объема капитала.

Распоряжение и управление недвижимым имуществом и земельными участками, принадлежащими государству, осуществляется уполномоченным органом Росимущества и его территориальными единицами.

: Право публичной собственности

Рассказывает юрист с большим опытом в конфликтных ситуациях, Иван Медведев. Если нужно полностью разобраться в данной теме, то просмотрите данную лекцию до конца.

Источник: https://nedexpert.ru/zemlja/sobstvennost-publichno-pravovyh-obrazovanij/

Принципы публичной собственности основаны на феодальном праве

Собственность публично правовых образований

Собственность — это не просто имущество, но и сложная категория, определяющая экономические отношения в обществе, комплекс юридических и гражданских прав субъектов. Она формировалась на Земле тысячелетиями.

За это время было порождено много форм собственности от владения древними орудиями труда и мануфактурами до современных корпораций и синдикатов. В России существует частная и общая собственность, каждая из которых имеет свои разновидности.

Собственниками могут быть граждане, юридические лица, корпорации, государство, общества и организации. А вот что значит собственность публично-правовых образований, и какой из принципов права в нее заложен?

Собственность публично-правовых образований — что это значит?

Существуют разные концепции права собственности:

  • римское право возникло еще в Древнем Риме и Византии, однако положено в основу такой распространенной формы власти, как Республика (в нем заложены принципы справедливости, верховенства судебной власти, недопустимость двух форм собственности на один и тот же земельный надел);
  • англо-американское право заимствовало из феодализма принцип суверенности (полноценным собственником недвижимого имущества может быть только «суверен», а «вассалы» довольствуются ограниченными титульными правами);
  • российское право собственности основывается на принципах владения, пользования и распоряжения имуществом.

Попытаемся разобраться, как действуют эти принципы на самом деле.

Что такое публично-правовое образование

  • Первая половина названия содержит слово «публичное»: это означает, что данный вид собственности является общим, то есть ею не может владеть частное лицо.
  • Вторая половина сочетания «правовой» наделяет собственника большими правами в отношении имущества, чем ими могут обладать обычные граждане, предприниматели, предприятия, корпорации и пр.

Завеса начинает потихоньку приоткрываться: неужели это государство? И точно — определение в словарях это подтверждает:

Публично-правовое образование (ППО) — это государство Российская Федерация, субъекты РФ и муниципальные образования (МО).

Они представляют собой органы публичной власти (в том числе и самоуправления) и института права. ППО являются субъектами права, то есть могут обладать собственностью.

Главное отличие ППО от других собственников — это право самим издавать законы, нормативно-правовые акты, касающиеся самой собственности:

  • правил проведения сделок;
  • выделения земельных участков;
  • наложения публичного сервитута;
  • распоряжения выморочным имуществом;
  • реквизиции и конфискации имущества и т. д.

Публично-правовое образование имеет строго иерархическую структуру, образованную по принципу генеалогического древа:

  • верхушка (прародитель) — государство;
  • ветви — субъекты РФ;
  • ответвления — муниципальные образования.

Собственность государственных и муниципальных ППО

Абсолютными полномочиями обладает государство. Ему принадлежат:

  • недра, природные ресурсы;
  • земли особо охраняемых природных территорий (ООПТ) и лесного фонда;
  • объекты оборонной, космической отрасли;
  • нефте- и газопроводы;
  • объекты культурно-исторического наследия;
  • железная дорога, трассы федерального значения;
  • объекты вооруженных сил;
  • казначейство, государственные научные, финансовые и др. институты;
  • плоды интеллектуальной собственности (научные открытия и разработки, представляющие особую государственную важность) и пр.

В собственности субъектов и МО находятся:

  • недвижимые и движимые объекты (жилые и нежилые здания и сооружения, земельные участки, общественный транспорт, техника и т. д.);
  • инженерные сооружения (электростанции, ТЭЦ, очистные сооружения и пр.);
  • ЖКХ и коммуникационные сети (газо-, водо-, электроснабжение);
  • объекты культуры и социальной инфраструктуры (театры, музеи, больницы, учебные и дошкольные учреждения и др.)

Принцип сохранности целевого использования

Нельзя отдать:

  • земли охранных природных территорий под хозяйственную деятельность или индивидуальное строительство, кроме некоторых отдельных случаев: например, создание лесничества или зоны отдыха;
  • музей с тем, чтобы его переоборудовали в столовую;
  • участок дороги, если он будет выведен из состава трассы и использоваться не по назначению и т. д.

Невозможность передачи особо важных объектов

Часть своих прав собственности государство может временно передать нижестоящим структурам (субъектам РФ и МО), гражданам и юридическим лицам, например:

  • часть земель из лесного фонда или ООПТ для строительства рекреационных объектов (туристических баз, домов отдыха и пр.);
  • ресурсы, добытые из недр (газ, нефтепродукты, уголь и т. д.);
  • участки автомобильных дорог (обслуживание и ремонт дорог ведется в основном местными региональными структурами);
  • некоторые объекты культурно-исторического наследия (краеведческие музеи, памятники и пр.).

Однако не могут быть переданы в ведение региональных и местных властей важные оборонные, энергетические объекты, космодромы, РЖД (российская железная дорога), плоды интеллектуальной собственности (исключительные права) и т. д.

Примечание: Земли, временно не используемые для оборонных нужд, могут быть переданы государством гражданам и юридическим лицам в срочное безвозмездное пользование для ведения сельскохозяйственной деятельности, создания охотного или лесного хозяйства (п. 2. пп. 10, ст. 39.10 ЗК РФ) на срок не превышающий 5 лет.

Срочность и возвратность земельных наделов

Земельные участки, могут быть переданы в постоянное пользование только публично-правовым образованиям, на основании ст. 39.9 Земельного Кодекса РФ. То есть ППО предоставляют землю в постоянное пользование самим себе.

Гражданам после 2001 г. земельные наделы из государственных и муниципальных фондов в постоянное пользование не предоставляются.

Правом безвозмездного срочного пользования обладают:

  • ППО и ППК;
  • некоторые работники бюджетных учреждений, лесных хозяйств, заповедных зон и т. д.;
  • граждане для ведения индивидуального жилого строительства, фермерских и личных подсобных хозяйств;
  • СНТ и ОНТ;
  • граждане, проживающие в служебных помещениях, расположенных на этих ЗУ и др. (см. ст. 39.10 ЗК РФ).

Срок пользования земельным участком для каждой категории субъектов индивидуален и составляет от одного до 10 лет.

Важно, что земля предоставляется не в собственность, а именно во временное пользование. Пользоваться участком разрешается бесплатно, земельный налог платить не надо. Единственный минус — землю после истечения срока необходимо возвратить государству или МО.

Это означает, что и все построенное за это время на ЗУ перейдет в собственность государства или муниципалитета, так как строения следуют за судьбой земельного участка, на котором находятся.

Также и земельный участок должен быть передан в собственность лица, к которому перешли права на возведенные сооружения.

Поэтому гражданам желательно не возводить на наделах, предоставленных во временное пользование, ничего капитального, если договор безвозмездного пользования не содержит условия о покупке построенных объектов собственником земли или о выплате компенсации за них.

Совместное управление публичной собственностью

При этой форме ограниченное право собственности может быть временно передано публично-правовыми органами в собственных границах по иерархическому древу (например, из государственного фонда в фонд субъекта или муниципалитета), либо учреждениям и юридическим лицам. При этом ставятся условия пользования: например, разрешена только хозяйственное управление, которое оплачивается из бюджета, а доходы от эксплуатации объекта принадлежат постоянному владельцу.

По этой схеме передаются в управление дороги, важные промышленные объекты и др.

Право на публичный сервитут

Право на сервитут ограничивает права земельных владельцев. На земельный участок или его часть может быть наложен публичный сервитут, если, например, в регионе начнется строительство общественно значимого объекта (дороги, ветки метро, газопровода и т. д.). Права собственности на земельные участки (или их части) при публичном сервитуте переходят публично-правовым образованиям

Концепция права в основе публичной собственности в РФ

По закону муниципальная собственность принадлежит населению, так как распоряжаться ею могут органы местного самоуправления (ОМСУ), которые избираются гражданами. Однако на практике население не участвует в распределении ни жилого, ни земельного фонда.

Это решают уполномоченные представители власти на основании принятых ими правовых актов. Советов у граждан по поводу принятия каждого закона не спрашивают.

Поэтому можно сделать вывод, что принцип самоуправления собственностью на местах практически не выполняется.

Принципы права собственности в РФ в настоящее время приближены к англо-американскому варианту:

  • в роли главных собственников («сеньоров») выступают публично-правовые образования (государство, органы региональной и муниципальной власти);
  • в роли временных пользователей («вассалов») — граждане и юридические лица.

Это подтверждает двойственность права на землю (ею одновременно владеют два субъекта с разными правами). В большем приоритете собственность публично правовых образований на земельный участок:

  • ЗУ может находиться в постоянной собственности государства и других ППО;
  • население, предприятия, учреждения, предприниматели имеют право безвозмездного или возмездного срочного пользования (то есть их права собственников ограничены);
  • право собственности субъектов, постоянно владеющих землей, также не абсолютно из-за возможности наложения сервитута.

Выводы

Преобладающими правами обладает публичная собственность. Ее нельзя конфисковать или наложить на нее обременение, так как принадлежит она органам, которые вправе сами решать подобные вопросы.

Частная собственность более ограничена в правах, особенно по отношению к земельным наделам.

Загрузка…

Источник: https://moezhile.ru/yurist/publichnaya-sobstvennost.html

Знахарь закона
Добавить комментарий